Кавказология. 2017. №1_Чекалов П.К.

Дата создания: 11.04.2017

Чекалов П.К. Сборник Керима Мхце «На грани осени и лета»: смысловые и формальные характеристики // Кавказология. — №1. — 2017. — С. 134-153.

URL статьи: http://www.kbsu.ru/wp-content/uploads/2016/12/CHekalov_Kavkazologiya_2017_1.pdf

УДК 821.352.1.09

СБОРНИК КЕРИМА МХЦЕ «НА ГРАНИ ОСЕНИ И ЛЕТА»: СМЫСЛОВЫЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

П.К. ЧЕКАЛОВ

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».

355021, г. Ставрополь, ул. Узорная, 12/6, кв. 10.

E-mail: chekalov58@rambler.ru

Аннотация. На материале интерпретации 19 стихотворений сборника К.Л. Мхце «На грани осени и лета» выявляются основные мотивы, образы, стилистические, выразительные средства, характерные для поэта рубежа 1980-90-х годов. Мотивы разочарования, смертельной усталости, безысходности реализуются в стихотворениях «Пришел сюда…», «Луна и смерть», «Я», «Прошение уличного пса». Прием повтора начального мотива в конце произведения в преобразованном виде наблюдается в стихотворениях «Бессилие», «Элегия», «Когда мы расстанемся». Показательным в плане нестандартности авторского мышления, умения органично связывать несоотносимые, казалось бы, сферы выступает стихотворение «Футбол»; фрагмент поэмы «Воспоминание» и стихотворение «Осенний этюд» выполнены без единой глагольной формы; в «Твоём имени» используется новаторское шифрование имени героини. Виртуозное владение звукописью демонстрируется в стихотворениях «Элегия», «Ложится иней», «С овцы два раза шкуру не снимают»; оригинальная рифмовка, сочетающая концевую рифму с начальной составной рифмой, – в стихотворении «Как кто-то сказал…»; мастерское оперирование метафорой – в стихотворениях «Моей судьбы волна морская», «Любовь поэта», «Под твоим окном». Проведенный анализ подводит к мысли, что к сборнику «На грани осени и лета» К.Л. Мхце достиг абсолютного поэтического мастерства.

Ключевые слова: Мхце; мотив; цикл; поэтика; форма; аллитерация; анаграммирование.

A COLLECTION OF KERIM MHTSE «ON THE VERGE OF THE AUTUMN AND SUMMER»: SEMANTIC AND FORMAL FEATURES

P.K. CHEKALOV

Stavropol Regional Institute of Professional Development of Educators.

355021, Stavropol, St. Uzornaya, 12/6, 10.

E-mail: Chekalov58@rambler.ru

Abstract. On the material of interpretation of 19 poems of the collection of K.L. Mhtse «On the Verge of the Autumn and Summer» the main motifs, images, stylistic, expressive means, typical for a poet of a boundary of 1980-90s are revealed. The motives of frustration, of exhaustion, of despair are implemented in the poems «Came Here…», «The Moon and Death», «I», «A Plea of a Street Dog». The repetition of the initial motive in the end of the piece in a modified form occurs in poems such as «Powerlessness», «Elegy», «When we part». Exemplary in terms of the originality of the author’s thinking, ability to seamlessly associate poorly correlated spheres is the poem «Football»; the fragment of the poem «Memories» and the poem «Autumn etude» are performed without a single verbal form; in the poem «Thy name» the author uses an innovative encryption of the name of  heroine. Masterly command of sound is demonstrated in the poems «Elegy», «Hoarfrost Falls», «No Double Skinning to the Sheep»; original rhyming, combination of the end rhyme with the starting compound rhyme – in the poem «As Someone Said…»; masterful manipulation of metaphor in the poems «A Sea Wave of My Life», «Poet’s Love», «Under your window». The analysis leads to the conclusion that with the book «On the Verge of the Autumn and Summer» K.L. Mhtse reached absolute poetic skill.

Key words: Mhtse; motif; cycle; poetics; form; alliteration; anagramming.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: