Кавказология. 2017. №3_Боров А.Х.

Дата создания: 14.10.2017

Боров А.Х. Проблема культурно-исторического синтеза в кавказоведении // Кавказология. — 2017. — №3.  — С. 12-40.

URL статьи: http://www.kbsu.ru/wp-content/uploads/2017/10/Borov_Kavkazologiya_2017_3.pdf

УДК 93/94(470.6)

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО СИНТЕЗА В КАВКАЗОВЕДЕНИИ

А.Х. БОРОВ

ФГБНУ «Федеральный научный центр

«Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»

Центр социально-политических исследований КБНЦ РАН

360000, КБР, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18

E-mail: aslan-borov@mail.ru

Аннотация. Цель данной статьи – выяснение возможностей подведения единого концептуального базиса под исторический (ретроспективный) и актуальный (перспективный) анализ проблем развития Северного Кавказа. Непосредственные задачи исследования состоят в реконструкции, типологизации и концептуальном анализе моделей представления культурно-исторической специфики региона в отечественном кавказоведении, и на этой основе – в определении требований к способу построения современной обобщенной интерпретации культурно-исторической эволюции народов и обществ региона. Выявлены четыре  модели концептуального представления культурно-исторической специфики региона: просветительско-географическая, политико-этнографическая, социоисторическая и цивилизационная. Осуществленный анализ позволяет сформулировать требования к способу построения современной обобщенной интерпретации культурно-исторической эволюции народов и обществ региона, применимой к решению актуальных проблем их дальнейшего развития. Его исходное положение сводится к тому, что культурно-историческая специфика Северного Кавказа познаваема, прежде всего, постольку, поскольку она проявляет себя вовне, в отношениях с иными обществами и культурами, и поскольку она развертывается во времени, раскрывая те или иные свои аспекты в меняющихся исторических условиях. При этом современный исследователь должен ясно отдавать себе отчет в той «идее будущего», которой он руководствуется в своем анализе и обобщениях, и в тех выводах для общественной практики, которые он из них делает. Реализация указанного принципа в исследовательской практике предполагает смещение фокуса с поиска «принципа порядка» – черт исконной и устойчивой социокультурной самобытности, неизбежно замыкающейся горизонтом традиционной культуры, на поиск «принципа развития» – специфических механизмов социокультурной динамики (изменений, трансформаций), воплощающих взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов развития, связывающих воедино прошлое, настоящее и будущее в северокавказском культурно-историческом процессе. При таком подходе представляется возможным целостное «синтезное» осмысление этого процесса, которое будет резюмировать историю Северного Кавказа в социокультурном ключе, а не классифицировать «северокавказскую культуру» в цивилизационном ключе.

Ключевые слова: Россия; Северный Кавказ; культурно-историческая специфика; кавказоведение; концептуальные модели; культурно-исторический синтез.

THE PROBLEM OF CULTURAL-HISTORIC SYNTHESIS IN CAUCASIAN STUDIES

A.H. BOROV

FSBSE «Federal Scientific Center

«Kabardin-Balkar Scientific Center of the Russian Academy of Sciences»

Center of socio-political researches

360000, KBR, Nalchik, 18, Pushkin street

E-mail: aslan-borov@mail.ru

 

Abstract. The article is aimed at the finding out of the possibilities to lay down coherent conceptual basis for historical (retrospective) and topical (prospective) analysis of the problems of North Caucasus’ development. Immediate tasks to be resolved are the reconstruction, typology and conceptual analysis of the modes of representation of this region’s cultural-historic originality in historical studies and, on that ground, delineation of requirements for the formulation of the modern generalized interpretation of the region’s peoples and societies cultural-historical evolution. Four conceptual models of cultural-historic originality of the region are identified, that of enlightenment-geographical, political-ethnographic, socio-historical and civilizational. Analysis held allows formulating requirements for the mode of constructing of modern generalized interpretation of the region’s peoples and societies cultural-historical evolution, which is consistent with the solving of the topical problems of their further development. Its principal suggestion is that cultural-historic originality of the North Caucasus is knowable in so far as it is manifested outwards, in relations with other societies and cultures, and as it is unfolding in time, revealing its different aspects in changing historical conditions. At the same time modern researcher should have clear awareness of the «idea of the future», by which he is guided in analysis, generalizations and lessons for social practice he arrives at. The principle mentioned above implies that the focus is moved from the search for the «principle of order», i.e. the traits of primordial and sustainable socio-cultural authenticity, to the search for the «principle of development», i.e. specific mechanisms of socio-cultural dynamics (changes, transformations), embodying interactions of endogenous and exogenous factors, binding together past, present and future in North Caucasus’ cultural-historical process. Such an attitude makes possible «holistic», «synthetic» comprehension of that process, which would resume the history of the North Caucasus in socio-cultural perspective instead of classifying North Caucasian culture in civilizational perspective.

Key words: Russia; North Caucasus; cultural-historic originality; Caucasian studies; conceptual models; cultural-historic synthesis.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: